14 ноября, приехав в Ботово Ногинского района, я попросил местного старожила В.В. Коченева проводить меня к Синему камню возле бывшей д. Старые Старки. С нами пошел и сын В.В. Коченева - Владимир. По дороге они рассказали, что д. Старые Старки (или Старо Старкове) как таковой сейчас нет. Где-то в 1910-1911 гг. там возникла эпидемия чумы, по причине чего царскими властями деревня была полностью сожжена вместе с пораженными болезнью жителями. Правда, кто смог выползти - выжил, остальные погибли в огне. Кроме большого Синего камня, упомянутого Т.М. Ассоровой, недалеко от д. Старо Старково есть еще несколько не очень больших Синих камней, но почему они так издавна называются, жители окрестных деревень не знают. Примерно в 3,5 км к северо-западу от д. Ботово, не доходя метров 500 до бывшей д Старые Старки, находится Синий камень, о котором поведала Т.М. Ассорова. Это огромная плита размером около 220x200x55 см, как и Синий камень близ с. Душоново, с помощью техники выворочена и стоит ныне на боку. В ямс, где раньше лежала плита, наиболее плоской стороной вверх, скопилась вода. Поверхностный осмотр археолита на предмет обнаружения искусственных знаков или надписей результатов не дал. Однако на плитообразном камне имеются сколы и вырубки подтреугольной формы, часть из которых может иметь искусственное происхождение. Впечатление такое, что они делались специально не за один раз.
В северном, северо-восточном направлении примерно в 500 шагах от Синего камня — плиты протекает Черный ручей, образуя здесь одноименное болото. В этих местах, по рассказам старых женщин, в передаче Коченевых, «леший водит», причем некоторые слышали даже как он «блеет». Сам В.В. Коченев, заядлый охотник, связывает это «блеяние» с бекасом - птицей, обитающей здесь. Никаких еще преданий о большом Синем камне, как и о других, Коченевы не припомнили.
К другим относится группа Синих камней, расположенная возле лесной дороги, примерно в 500 юго-западнее бывшей д. Старо Старково. На мой вопрос, куда ведет эта дорога, по которой мы шли мимо д. Старо Старково к группе Синих камней, В.В. Коченев ответил, что «никуда она не ведет». Таким образом, здесь, возле Синих камней, уже был тупик, дорога заканчивалась.
В этот раз мы нашли три небольших валуна, но В.В. Коченев сказал, что раньше, кажется, их было больше. Возможно, именно отсюда вывезены камни Т.М. Ассоровой в Старки. Как показало предварительное обследование археолитов, два из них, к удивлению моих проводников из местных старожилов, ранее не знавших о существовании каких-то изображений на здешних Синих камнях, оказались камнями - чашечниками.
Надземная часть наиболее отдаленного от бывшей д. Старо Старково чашечника размером 93x70x35 см как бы украшена естественными широкими, почти параллельными, горизонтальными полосами-прожилками, хорошо выделяющимися на более темном фоне камня. На данном Синем камне мы насчитали более двадцати явно искусственных не очень глубоких выемок - чашечек, наибольшая из которых имеет диаметр 4 см и глубину до 1 см.
Второй Синий камень — чашечник расположен всего в нескольких шагах от первого, но ближе к д. Старо Старково, почти вплотную к лесной дороге. Его надземная часть составляет 65x60x45 см. Искусственные углубления - чашечки - на поверхности археолита имеют различные размеры, причем в ряде случаев чашечки заменяются лишь небольшими затесами. На стороне валуна, обращенной к дороге, выбито изображение, напоминающее гарпун, птицу, рыбу или даже самолет. Его длина -11, высота -3, глубина до 1,3 см. Своим острием знак обращен к линии из неглубоких ямок-чашечек и ориентирован почти на север. Над знаком имеются мелкие, малозаметные «чешуйки», выработанные также рукой человека.
Если этот знак действительно есть стилизованное изображение рыбы или птицы, то на Синем камне, совсем не исключено, отображена картина финно-угорской мифологии о путешествии души в страну мертвых. По некоторым таким преданиям, душа умершего человека, покинув тело, превращается в птицу и улетает на север, где возле океана находится скала мертвых. Скала покрыта сетями и охраняется. Поэтому птица попадает в сети, крылья ее ломаются, она же падает в воду, превращается в рыбу и через отверстие в скале проникает в страну мертвых .
Эту скалу вполне может представлять Синий камень с петроглифами, а исполненные на нем чашечки-углубления символизируют отверстия для каждой души. Причем линия из углублений на археолите представляет, вероятно, ни что иное, как «дорогу мертвых». [См.: Буров В.А. Образ мировой горы у новгородских кривичей и словом // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. М., 1997. Вып. 3. С. 88-89]
Третий камень более малой величины, не имеющий знаков или петроглифов, лежит прямо напротив валуна с петроглифами, но через лесную дорогу, которая «никуда не ведет», обозначая в комплексе как бы ворота. Не исключено, что это действительно ворота, обозначающие вход в святилище - рощу древних финно-угров.